Описание
Основной образовательной программы дошкольного образования
МАОУ ООШ с. варзуга
Основная образовательная программа дошкольного образования МАОУ ООШ с. Варзуга разработана в соответствии с требованиями основных нормативных правовых документов:
• Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»;
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);
• Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155)
• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
• Устава МБДОУ детский сад № 5 и других нормативных документов, регламентирующих деятельность дошкольной образовательной организации.
Основная образовательная программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
Основная образовательная программа дошкольного образования МАОУ ООШ с. Варзуга разработана на основе:
- Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Авторы: Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. Москва «Мозаика-синтез» 2016 г.
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений:
строится на основе программ и методических разработок:
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста, обеспечивающая разностороннее развитие воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности по следующим направлениям развития и образования детей:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
1. Укреплять физическое и психическое здоровье воспитанников, формировать основы здорового образа жизни и безопасного поведения.
2. Создавать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка.
3. Формировать общую культуру личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
4. Максимально использовать разнообразные видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
5. Обеспечивать реализацию специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
6. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Программа составлена в соответствии с основными принципами дошкольного образования, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество детского сада с семьёй;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учёт этнокультурной ситуации развития детей;
10) сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем
развитии человека.
Формы реализации программы: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность, проектная деятельность. Реализация Программы осуществляется в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка, в организованной образовательной деятельности. Характер взаимодействия взрослых и детей: личностно-развивающий и гуманистический.
Планируемые результаты представлены как целевые ориентиры, под которыми понимаются не обязательные для всех детей, появляющиеся или формируемые к определённому возрасту качества, знания, умения, способности, ценности, а только как возможные вероятные результаты.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают следующие аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; систему отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Организационный раздел включает психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, описывает организацию развивающей предметно-пространственной среды, материально-техническое оснащение, кадровые условия реализации Программы.
Одним из важных условий реализации Программы является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители - главные участники педагогического процесса.
Основные принципы работы с семьями:
1. личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
2. уважение личности ребенка;
3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
Основные задачи взаимодействия с семьей:
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• создание в Учреждении условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Условия взаимодействия с семьями воспитанников:
1. поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
2. обеспечивает открытость дошкольного образования;
3. взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
4. организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
Все участники образовательных отношений имеют возможность в проявлении творческой инициативы, педагогический коллектив ориентирован на творческий подход к процессу взаимодействия с семьей, поддержку социальной активности родителей во взаимодействии с детским садом